Монтаж винтовых свай на воде: мостки и причалы
В последние годы для строительства сооружений, предназначенных для комфортного и безопасного доступа к водоемам, все чаще стали применять современные стройматериалы и новейшие технологии. Теперь можно выбрать: возвести сезонную конструкцию (например, понтон) или капитальный мост на фундаменте, который прослужит много лет.
При выборе способа постройки и типа конструкции учитывают:
- особенности грунта на берегу вблизи реки или озера;
- рельеф берега;
- нагрузки, создаваемые льдом в зимний период и другие факторы.
Пристани используют для купания и швартовки плавсредств. Иногда прямо на поверхности водных сооружений устанавливают беседки для отдыха.
Типы инженерного устройства надводных построек:
- причальные стенки – сооружаются вдоль берега из ж/б конструкций;
- понтоны оборудуют на платформах из легких труб, различных пустых емкостей, пластиковых бочек;
- причалы на сваях;
- пирсы – причалы, расположенные под прямым углом к линии берега.
Причалы на сваях
В любой русской деревне, раскинувшейся на берегу речки или озера, можно увидеть мостики для рыбалки и швартовки простых деревянных и дюралевых лодок. Все эти конструкции выстроены на сваях. В старину в качестве свай использовали лиственные деревья (ольху, дуб). Сегодня чаще применяются более прочные современные конструкции из металла.
Металлические сваи бывают двух типов:
- забивные;
- винтовые.
Забивные сваи – это стальные трубы с заостренными наконечниками, которые забивают в грунт специальными машинами – копрами. При устройстве опор на воде забивные сваи почти не используются, поскольку при вбивании нарушается их антикоррозионное покрытие и происходит деформация. Из-за этого сваи зачастую не достигают твердых слоев грунта и не могут служить надежной опорой для причала. Подъезд копров к воде тоже часто затруднен или невозможен.
Другое дело – винтовые конструкции, которые идеально подходят для водных сооружений. Благодаря винту-лопасти они без лишних усилий, плавно вкручиваются в донный грунт с минимальным риском деформаций тела сваи. Длина стальных труб с винтами на конце может достигать 11 метров (при необходимости их можно наращивать либо укорачивать).
Важную роль играет толщина стен ствола и диаметр – чем он больше, тем более значительную массу может выдержать свая.
Технология монтажа
До начала работ рассчитывается количество свай и оптимальное расстояние между ними, подбирается их размер с учетом нагрузки. Длина определяется исходя из состава донного грунта, уровня его промерзания, глубины залегания твердых пород и других важные исходные данных:
- направления весеннего схода льда;
- скорости и направления течения;
- ветровых нагрузок;
- механических нагрузок на фундамент.
Винтовые сваи завинчивают вручную, без использования установок, силами 2-3 строителей. Затем в полость каждой сваи заливается цементный раствор (от М300 и выше), что дает увеличение несущей способности винтовой опоры. Если монтаж производится в зимнее время (сваи ввинчиваются в лед), в бетон добавляют специальные морозостойкие и пластифицирующие добавки.
Важно: зимняя установка винтовых свай для фундамента надводных построек значительно проще технологически, поэтому обходится гораздо дешевле.
Если донный грунт неоднороден по составу или твердые слои залегают на разных уровнях, тогда каждую сваю ввинчивают на необходимую глубину, а после равняют. Затем сваи соединяют в цельную конструкцию швеллером, прикрепляющимся к оголовкам сваркой (обвязка свай). Реже для устройства обвязки используют деревянный брус. Сварочные швы должны быть прочными, поскольку будут находиться в воде. Для этого их покрывают различными составами, преимущественно изготовляемыми из эпоксидной смолы и краски.
Важно: на каменистых донных грунтах монтаж свайно-винтового основания невозможен.
Сваи с винтами пригодны для многоразового использования. Если появляется необходимость переноса мостков или причала на другое место, его можно в короткие сроки демонтировать и переустановить. Единственное ограничение – в этом случае лучше полость свай раствором не заливать. Винтовые конструкции устойчивы, защищены от коррозий несколькими слоями специального покрытия, и могут прослужить не одно десятилетие.
Крепление настила к сваям
Чтобы причал или пирс простоял долго, для настила применяют дерево ценных пород с высоким уровнем водостойкости:
- акация;
- лиственница;
- дуб;
- мербау;
- ипе;
- гарапа и др.
Каждая из этих пород древесины обладает уникальной текстурой, ароматом, цветом. Удешевление монтажа причала возможно с применением водоотталкивающих дерево-полимерных материалов, из которых производят доски для палуб. Эти материалы дешевле натуральных и обладают такими качествами:
- не гниют и не разлагаются;
- не деформируются (не подвержены усыханию, разбуханию, растрескиванию);
- не требуют покраски и вскрытия лаком;
- могут без потерь переносить солнечное излучение и большие перепады температур (не выгорают, не тускнеют);
- устойчивы к механическим повреждениям;
- благодаря нескользящей ребристой поверхности позволяют безопасно двигаться по мокрому пирсу или мосткам.
Монтаж деревянного или полимерного настила на свайно-винтовое основание производится с использованием метода скрытого крепежа. При отделке сооружений устанавливают спуски для купания, перила, швартовые кранцы для лодок и прочие приспособления.
И главный совет. При сооружении небольшого мостика или причала можно попробовать обойтись собственными силами (при наличии 1-2 помощников для завинчивания свай). Если же вы запланировали строительство большого пирса, уходящего от берега вглубь водоема на приличное расстояние, обращайтесь к специалистам, обладающим необходимыми навыками и оборудованием.